Автотехническая экспертиза подразделяется на ряд подвидов:
— Транспортно-трассологическая экспертиза. Экспертиза следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия.
— Экспертиза технического состояния транспортных средств.
— Исследование обстоятельств ДТП.
— Экспертиза дорожных условий. Экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.
— Экспертиза по оценке автотранспорта. Экспертиза транспортных средств по определению стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости.
— Комплексная автотехническая, психологическая экспертиза.
○ ТРАНСПОРТНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ
Основа этой экспертизы заложена в том, что бы установить обстоятельства механизма образования следов или транспортного происшествия в целом.
«Следы транспортных средств» – это следы электротранспорта, автотранспорта, и гужевой транспорт.
Объектами транспортно – трасологической экспертизы являются такие подвиды как: следы колес, следы неходовой части, следы гусениц, следы полозьев.
Следы можно распознать благодаря типу марке, модели транспортного средства, и условий их образования.
Много информации дают такие нюансы как: ширина колеи, шины, базы, рисунка протектора. Следы гусеницы- могут помочь в распознавании типа, модели транспортного средства. Следы полозьев— это следы скольжения, которые помогают распознать характерные признаки, например, следы дефекта полозьев.
Следы неходовой части транспортных средств образуются при наездах, столкновениях с другими транспортными средствами и задевании (при движении) неподвижных предметов.
○ Вопросы на транспортно – трасологическую экспертизу:
— Каким механизмом образованы те или иные следы. Которые могут, быть на преграде, одежде. Какие части транспорта были задействованы при образовании этих следов?
— Какое именно место является столкновениям транспортных средств?
— Определить. Какой угол является столкновениям транспортных средств?
— Каково было расположение данных транспортных средств, пешеходов в момент происшествия наезда?
○ ЭКСПЕРТИЗА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА.
Основной целью экспертизы является : установление технических неисправностей, обследование транспортного средства, дефектов и повреждений транспортного средства, причин и обстоятельств их возникновения. В экспертизе технического состояния транспортного средства принимают участия все транспортные средства, не завися от типа и марки средства.
○ Вопросы на экспертизу технического состояния транспортного средства:
— Было ли исправно представленное средство транспорта на экспертизе? – Какова общая исправность, состояние транспортного средства, агрегатов, механизмов и систем?
— Проходит ли соответствие нормам технического состояния транспорта, техническим нормам, безопасности движения, и многим другим требованиям безопасности использования транспортного средства.
— имеются в наличие технические недостатки такие как: неполадки, дефекты, неисправности транспорта? Если ответ положителен, выяснить какие именно недостатки у этого средства передвижения.
— Почему возникли эти недостатки? Выяснить их причину.
— сколько лет транспорту, в какой период возникли недостатки, что является их причиной транспортное ДТП, ремонта, изготовления на заводе, или во время использовании.
— Выявляемые недостатки является: производственным, эксплуатационным или конструктивным?
— Так же не обходимо выяснить, существенны недостатки, или всё же нет?
— Немало важное обстоятельство выявленные недостатки являются гарантийными или не гарантийными?
— Возможно ли повторение выявленного недостатка вновь, если это, возможно, то тогда выяснить при каких условий?
○ ЭКСПЕРТИЗА ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДТП
Сейчас мы рассмотрим вопросы на экспертизу обстоятельств ДТП:
— Какова была скорость транспортного средства в момент столкновения?- Каков тормозной путь и в целом полный остановочный путь транспортного средства в конкретных условиях?
— Сколько времени тратило транспортное средства для преодоления этого пути? – Возможно, ли при конкретных условиях остановить транспортное средство, затормозив, учитывая: состоянии проезжей части, скорости движения.
— Определить конкретное место столкновения, наезда транспортного средства.
— Установить причину заноса, опрокидывания транспортного средства?
— Была ли возможность у водителя транспортного средства предотвратить происшествие? – Если ответ положителен, то тогда выяснить каким образом происшествие, можно было избежать.
— Необходимо определить, как находили транспортные средства по отношению друг к другу (к преграде, к пешеходу) в данный отрезок времени?
— какие действия надо было выполнять водителю в этой сложившейся дорожно – транспортной ситуации (ДТС) для обеспечения безопасности дорожного движения?
— Какие необходимые действия могли бы предотвратить дорожно – транспортное происшествие ДТП. Каким требованиям ПДД они регламентированы?
— Действия водителя являлись ли нормам правил требования ПДД?- каково было нахождения пешеходов, транспорта, других преград, когда водитель ещё мог предпринимать действия для предотвращения дорожно – транспортного происшествия (ДТП)?
— Какое было расположение препятствия и транспортного средства в момент, когда водитель ещё мог избежать дорожно-транспортное происшествие (ДТП)?
— Определить конкретный момент, когда у водителя имелась возможность избежать дорожно-транспортное происшествие (ДТП), путём снижения скорости, или объезда.
— Установить причины, а так же условия, которые способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия (ДТП)
○ ЭКСПЕРТИЗА ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЙ
(Экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП)
○ Вопросы на экспертизу дорожных условий:
— Была ли возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие (ДТП) учитывая состояние дороги?
— Подходит ли знак дорожным требованиям? – подходит ли нормальная требованиям дорожная разметка?
○ ЭКСПЕРТИЗА ПО ОЦЕНКЕ АВТОТРАНСПОРТА
(Экспертиза транспортных средств по определению стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости)
○ Вопросы на экспертизу стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости:
— Какие средства, технологии понадобятся для ремонта транспортного средства? – Какова стоимость ремонта транспортного средства? – Выяснить какова стоимость транспортного средства, учитывая его состояние, год выпуска, особенности комплектации, износ, наличие дополнительного оборудования?
— Сколько утраты нанесено денежного средства, нанесено транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП)?
— Сколько будут стоить уцелевшие остатки транспортного средства?
○ КОМПЛЕКСНАЯ АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Текущая судебная практика показывает, что на сегодняшний день ни одно из автотехнических исследований не проводится в чистом виде.
Например, для обследования следов на месте столкновения и на автотранспортных средствах привлекается эксперт-трасолог, для установления стоимости ремонтно-восстановительных работ поврежденного автомобиля привлекается эксперт-оценщик, а, например, для исследования физико-химических свойств локального характера привлекается эксперт металловед, физик или химик.
Особый вид исследований: комплексная автотехническая, психологическая экспертиза, позволяющая определить психофизиологическое состояние водителя и других участников ДТП.
Вопросы на комплексную автотехническую, психологическую экспертизу:
-Каково время реакции водителя на возникновение помехи в данной ситуации? – Находился ли водитель и другие участники ДТП в конфликтном психическом состоянии (стресс, фрустрация и др.)?
— Как могло повлиять на выполнение профессиональных функций данное состояние?
— Соответствуют ли психофизиологические возможности обследуемого лица (водителя) требованиям безопасности выполнения профессиональных функций?
— Мог ли водитель правильно воспринять создавшуюся непосредственно перед ДТП дорожную ситуацию и своевременно и правильно ее оценить?
— Позволяло ли физическое и психическое состояние водителя предотвратить ДТП?
○ ОЦЕНОЧНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Устаревание нормативной базы Минюста РФ, касающейся точной классификации видов судебных экспертиз, создало ситуацию, когда оценочные исследования размежевались между рядом иных классов судебных экспертиз. На сегодняшний день оценочная экспертиза в качестве независимого класса судебной экспертизы не закреплена, а все вопросы оценки были разделены между автотехнической, строительной, товарной, финансово-экономической экспертизами в зависимости от затрагиваемого объекта исследований. Мы надеемся, что в скором времени данный недочет будет разрешен в нормативном порядке Минюстом РФ и будет закреплен очередным приказом.
○ Объектами оценочной экспертизы являются:
— отдельные материальные объекты (вещи)
— совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия)
— право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества
— права требования, обязательства (долги) – работы, услуги, информация
— иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте
Вопрос на оценочную экспертизу:
— Определить стоимость (рыночную, кадастровую, инвестиционную, иную) объекта экспертизы по состоянию на определенную дату.