Автотехническая экспертиза

 Автотехническая экспертиза подразделяется на ряд подвидов:
      — Транспортно-трассологическая экспертиза. Экспертиза следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия.
      — Экспертиза технического состояния транспортных средств.
      — Исследование обстоятельств ДТП.
      — Экспертиза дорожных условий. Экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.
      — Экспертиза по оценке автотранспорта. Экспертиза транспортных средств по определению стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости.
      — Комплексная автотехническая, психологическая экспертиза.

ТРАНСПОРТНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ
      Основа этой экспертизы заложена в том, что бы установить обстоятельства механизма образования следов или транспортного происшествия в целом.
      «Следы транспортных средств» – это следы электротранспорта, автотранспорта, и гужевой транспорт.
      Объектами транспортно – трасологической экспертизы являются такие подвиды как: следы колес, следы неходовой части, следы гусениц, следы полозьев.
      Следы можно распознать благодаря типу марке, модели транспортного средства, и условий их образования.
      Много информации дают такие нюансы как: ширина колеи, шины, базы, рисунка протектора. Следы гусеницы- могут помочь в распознавании типа, модели транспортного средства. Следы полозьев— это следы скольжения, которые помогают распознать характерные признаки, например, следы дефекта полозьев.
      Следы неходовой части транспортных средств образуются при наездах, столкновениях с другими транспортными средствами и задевании (при движении) неподвижных предметов.
     ○ Вопросы на транспортно – трасологическую экспертизу:
      — Каким механизмом образованы те или иные следы. Которые могут, быть на преграде, одежде. Какие части транспорта были задействованы при образовании этих следов?
      — Какое именно место является столкновениям транспортных средств?
      — Определить. Какой угол является столкновениям транспортных средств?
      — Каково было расположение данных транспортных средств, пешеходов в момент происшествия наезда?

ЭКСПЕРТИЗА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА.
      Основной целью экспертизы является : установление технических неисправностей, обследование транспортного средства, дефектов и повреждений транспортного средства, причин и обстоятельств их возникновения. В экспертизе технического состояния транспортного средства принимают участия все транспортные средства, не завися от типа и марки средства.
     ○ Вопросы на экспертизу технического состояния транспортного средства:
      — Было ли исправно представленное средство транспорта на экспертизе? – Какова общая исправность, состояние транспортного средства, агрегатов, механизмов и систем?
      — Проходит ли соответствие нормам технического состояния транспорта, техническим нормам, безопасности движения, и многим другим требованиям безопасности использования транспортного средства.
      — имеются в наличие технические недостатки такие как: неполадки, дефекты, неисправности транспорта? Если ответ положителен, выяснить какие именно недостатки у этого средства передвижения.
      — Почему возникли эти недостатки? Выяснить их причину.
      — сколько лет транспорту, в какой период возникли недостатки, что является их причиной транспортное ДТП, ремонта, изготовления на заводе, или во время использовании.
      — Выявляемые недостатки является: производственным, эксплуатационным или конструктивным?
      — Так же не обходимо выяснить, существенны недостатки, или всё же нет?
      — Немало важное обстоятельство выявленные недостатки являются гарантийными или не гарантийными?
      — Возможно ли повторение выявленного недостатка вновь, если это, возможно, то тогда выяснить при каких условий?

ЭКСПЕРТИЗА ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДТП
      Сейчас мы рассмотрим вопросы на экспертизу обстоятельств ДТП:
      — Какова была скорость транспортного средства в момент столкновения?- Каков тормозной путь и в целом полный остановочный путь транспортного средства в конкретных условиях?
      — Сколько времени тратило транспортное средства для преодоления этого пути? – Возможно, ли при конкретных условиях остановить транспортное средство, затормозив, учитывая: состоянии проезжей части, скорости движения.
      — Определить конкретное место столкновения, наезда транспортного средства.
      — Установить причину заноса, опрокидывания транспортного средства?
      — Была ли возможность у водителя транспортного средства предотвратить происшествие? – Если ответ положителен, то тогда выяснить каким образом происшествие, можно было избежать.
      — Необходимо определить, как находили транспортные средства по отношению друг к другу (к преграде, к пешеходу) в данный отрезок времени?
      — какие действия надо было выполнять водителю в этой сложившейся дорожно – транспортной ситуации (ДТС) для обеспечения безопасности дорожного движения?
      — Какие необходимые действия могли бы предотвратить дорожно – транспортное происшествие ДТП. Каким требованиям ПДД они регламентированы?
      — Действия водителя являлись ли нормам правил требования ПДД?- каково было нахождения пешеходов, транспорта, других преград, когда водитель ещё мог предпринимать действия для предотвращения дорожно – транспортного происшествия (ДТП)?
      — Какое было расположение препятствия и транспортного средства в момент, когда водитель ещё мог избежать дорожно-транспортное происшествие (ДТП)?
      — Определить конкретный момент, когда у водителя имелась возможность избежать дорожно-транспортное происшествие (ДТП), путём снижения скорости, или объезда.
      — Установить причины, а так же условия, которые способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия (ДТП)

ЭКСПЕРТИЗА ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЙ
      (Экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП)
     ○ Вопросы на экспертизу дорожных условий:
      — Была ли возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие (ДТП) учитывая состояние дороги?
      — Подходит ли знак дорожным требованиям? – подходит ли нормальная требованиям дорожная разметка?

ЭКСПЕРТИЗА ПО ОЦЕНКЕ АВТОТРАНСПОРТА
      (Экспертиза транспортных средств по определению стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости) 
     ○ Вопросы на экспертизу стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости:
     — Какие средства, технологии понадобятся для ремонта транспортного средства?       – Какова стоимость ремонта транспортного средства? – Выяснить какова стоимость транспортного средства, учитывая его состояние, год выпуска, особенности комплектации, износ, наличие дополнительного оборудования?
      — Сколько утраты нанесено денежного средства, нанесено транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП)?
      — Сколько будут стоить уцелевшие остатки транспортного средства?

КОМПЛЕКСНАЯ АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
      Текущая судебная практика показывает, что на сегодняшний день ни одно из автотехнических исследований не проводится в чистом виде.
      Например, для обследования следов на месте столкновения и на автотранспортных средствах привлекается эксперт-трасолог, для установления стоимости ремонтно-восстановительных работ поврежденного автомобиля привлекается эксперт-оценщик, а, например, для исследования физико-химических свойств локального характера привлекается эксперт металловед, физик или химик.
      Особый вид исследований: комплексная автотехническая, психологическая экспертиза, позволяющая определить психофизиологическое состояние водителя и других участников ДТП.
Вопросы на комплексную автотехническую, психологическую экспертизу:
      -Каково время реакции водителя на возникновение помехи в данной ситуации? – Находился ли водитель и другие участники ДТП в конфликтном психическом состоянии (стресс, фрустрация и др.)?
      — Как могло повлиять на выполнение профессиональных функций данное состояние?
      — Соответствуют ли психофизиологические возможности обследуемого лица (водителя) требованиям безопасности выполнения профессиональных функций?
      — Мог ли водитель правильно воспринять создавшуюся непосредственно перед ДТП дорожную ситуацию и своевременно и правильно ее оценить?
      — Позволяло ли физическое и психическое состояние водителя предотвратить ДТП?

ОЦЕНОЧНАЯ ЭКСПЕРТИЗА 
      Устаревание нормативной базы Минюста РФ, касающейся точной классификации видов судебных экспертиз, создало ситуацию, когда оценочные исследования размежевались между рядом иных классов судебных экспертиз. На сегодняшний день оценочная экспертиза в качестве независимого класса судебной экспертизы не закреплена, а все вопросы оценки были разделены между автотехнической, строительной, товарной, финансово-экономической экспертизами в зависимости от затрагиваемого объекта исследований. Мы надеемся, что в скором времени данный недочет будет разрешен в нормативном порядке Минюстом РФ и будет закреплен очередным приказом.
     ○ Объектами оценочной экспертизы являются: 
      — отдельные материальные объекты (вещи)
      — совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия)
      — право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества
      — права требования, обязательства (долги) – работы, услуги, информация
      — иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте
Вопрос на оценочную экспертизу:
      — Определить стоимость (рыночную, кадастровую, инвестиционную, иную) объекта экспертизы по состоянию на определенную дату.